Как много глупостей есть на земле, которые ещё я сделать не успел...
Аннотация. Статья посвящена роли военных оркестров в формировании музыкальной культуры городов Западной Сибири второй половины XIX–начале XX века.
Музыка выполняет важную социальную функцию в жизни общества: она сопровождает различные общественные и культурные мероприятия, ее средствами осуществляется нравственное и патриотическое воспитание, в ней раскрывается духовный облик народа и эпохи. Современная музыкальная культура общества в своем развитии опирается на мощные исторические корни.
Изучению различных аспектов истории музыки в Западной Сибири второй половины XIX-начала XX в. посвящены исследования Т.Ю. Куперт, М.А. Белокрыса, С.Л. Долгушина, Е.П. Еременко. Существенно расширить наше представление о развитии музыкальной культуры региона помогает изучение участия в музыкальной жизни городов такой социально-профессиональной группы городского населения, как военные, которое не получило специального исследования в литературе.
Для сибирской провинции второй половины XIX-начала XX в. был характерен бурный рост городов, усложнение социальной структуры их населения, В результате этого формируется полифоническая городская музыкальная среда, с присущими каждому ее слою специфическими чертами и компонентами. При этом для городов региона были характерны недостаточное развитие профессионального музыкального искусства, прерывистость начинаний городских властей в сфере зрелищной культуры. Поэтому музыкальная культура здесь развивалась в форме любительской деятельности различных слоев городского общества, которая была призвана восполнить нехватку разного рода зрелищ и возможностей интеллектуального, творческого досуга горожан. Существенный и значимый вклад в развитие музыкальной культуры городов Западной Сибири внесли военные.
Музыка являлась важным элементом военной культуры России во второй половине XIX-начале XX века. Военная музыка выполняла функцию сигнализации, через которую осуществлялись связь и управление войсками, применялась при боевом вождении войск, являлась важным элементом воинских ритуалов. П. Волошин в 1962 г. в парижском журнале русской военной эмиграции «Военная быль» писал о значении военной музыки в бою: «...Все народы, без исключения, считались с могучим влиянием музыки на дух воюющих. В большинстве случаев, музыка связывалась с победой, но часто она употреблялась и для поднятия духа войск, а иногда сопровождала и поражение… Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и полезна и надобно, чтобы она была — самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил»» [1; 37]. Военная музыка, песня способствовали эстетическому, патриотическому, нравственному воспитанию военнослужащих, помогал скрасить нелегкие солдатские будни. Военные марши, песни, гимны воинских частей рассказывали о славных боевых традициях армии, придавали особую одухотворенность и возвышенность военным церемониалам, вдохновляли на подвиги. Ю. фон Винклер, один из авторов «Военного альманаха», в 1901 г. охарактеризовал роль музыки в духовной жизни и традициях военных: «В военной среде песня занимает выдающееся место в воспитании духа солдата. Велик переход — пыль, жара, люди и лошади переутомились, и, повеся головы, медленно, как будто нехотя, переставляют ноги; но вот раздалась команда «песенники, вперед», и все встрепенулись. Грянула лихая песня: офицеры подбодрились. Кто сам подпевает, а кто в такт помахивает, люди тоже оживились, да и лошадей не узнать: шаг стал бодрее, они подтянулись; от прежней сонливости, неизбежной при всех больших переходах в жару апатии не осталось и следа. Да сильно и благотворно действует песня на нашего солдата и пробуждает в нем энергию, примиряя его со многими тяжестями военной службы» [2; 79]. Будучи неотъемлемой частью воинских традиций, военная музыка оказывала большое влияние и на музыкальную жизнь гражданского населения.
Значимым элементом городской культуры региона были военные оркестры (музыкантские хоры). Они существовали в больших воинских подразделениях, квартирующих в Омске, Томске, Тобольске, Барнауле, Тюмени, Семипалатинске. По штату в военных оркестрах резервных батальонов, квартирующих в западносибирских городах, полагалось иметь 25 музыкантов. Обеспечение оркестра хорошими музыкантами представляло большую трудность, поскольку среди новобранцев достаточно редко встречались умеющие играть на музыкальных инструментах. Поэтому, чтобы обеспечить высокий профессиональный уровень и мастерство игры, в военные оркестры за счет средств воинской части часто нанимали вольнонаемных музыкантов. Кроме этого, военные оркестры пополнялись за счет мальчиков, принимаемых на обучение музыке. Как правило, в школы малолетних музыкантов принимали детей из бедных семей, сирот. Их содержали за счет средств воинской части, обучали музыке до времени достижения призывного возраста. Далее они проходили воинскую службу в той же воинской части уже как штатные музыканты.
В Омске малолетние музыканты учились в оркестре 1-го Западно-Сибирского линейного батальона. Так, в 1874 г. в нем содержались 4 мальчика из Убежища для бедных детей. Также на обучение мальчиков музыке принимал окружной музыкантский хор, существующий сначала при штабе Западно-Сибирского военного округа, а в 1891 г. прикомандированный к Омскому резервному батальону.
В Тобольске в Тобольском резервном батальоне также существовала военно-музыкантская школа. По отзывам местной прессы в 1891 г., «воспитанники этой школы, как известно, в настоящее время составляют единственный сносный оркестр, услугами которого пользуется почти все местное общество» [3]. Плату за выступления на различных культурных мероприятиях оркестр взимал незначительную — 15-20 рублей (для сравнения — ранее оркестру Декова платили 35 рублей). Заработанных игрой денег на содержание школы не хватало. Офицеры батальона отчисляли от своего и так небольшого жалованья деньги для поддержки школы, а затем стали давать в пользу музыкантских учеников благотворительные спектакли.
Музыкантские хоры, таким образом, выполняли в городском социо-культурном пространстве образовательные и благотворительные функции. Они давали первичное музыкальное образование довольно значительному числу лиц — нижним чинам, проходящим в них службу. Так, в 1881 г. среди запасных нижних чинов Западно-Сибирского военного округа состояло 327 музыкантов [4; 69]. Многие из отставников, покинув военную службу продолжали свою творческую деятельность и вносили лепту в развитие музыкальной культуры городов. Среди них, например, скрипач, альтист И.К. Околелов. В 1899 г. он поступил воспитанником в оркестр Семипалатинского резервного батальона. Покинув службу в 1906 году, играл в различных оркестровых коллективах Омска, руководил духовым оркестром коммерческого училища, а уже в советское время работал в Омской филармонии, в оркестре Омского пехотного училища, играл в цирке и Театре юного зрителя [5; 362].
Музыка в исполнении военных оркестров, руководимых талантливыми капельмейстерами, была неотъемлемым атрибутом воинских парадов, городских праздников, народных гуляний, литературно-музыкальных вечеров, любительских спектаклей.
В Омске окружным музыкантским хором с 1868 г. руководил С.Ф. Завадский, который прослужил в нем капельмейстером до 1895 г., почти 27 лет. Оркестр под его руководством был участником многих культурных мероприятий. Летом 1890 г. еженедельно по вторникам в казачьем сквере были организованы благотворительные выступления окружного военного хора, сбор от которых был предназначен в пользу Общества Красного Креста [6]. 23 марта 1895 г. в Общественном собрании состоялся симфонический концерт под руководством приезжего известного флейтиста А. Тершака, в котором принимал участие и военный оркестр [7].
После отставки С.Ф. Завадского дело продолжил его ученик талантливый флейтист, композитор Т.С. Лаврищев. Он начинал свою деятельность как ученик при оркестре, а затем был призван сюда же на действительную военную службу, во время которой проявил себя как прекрасный музыкант и умелый руководитель коллектива. 20 февраля 1897 г. в помещении музыкантского хора при Омском резервном батальоне состоялся литературно-музыкальный вечер, на котором состоялся публичный дебют Т.С. Лаврищева как капельмейстера. По отзывам одного из слушателей концерта, «прежде всего оркестр поразил нас численностью своего состава, так как все инструменты, положенные для оркестра, были заняты, игравшие на них музыканты хорошо ознакомлены со своим делом и все пиесы отлично срепетированы». По мнению рецензента, капельмейстер Т.С. Лаврищев, возглавив оркестр, «повел его умело, с любовью и знанием дела» [8]. Тимофей Савельевич проявлял интерес к композиции: оркестр Омского резервного батальона играл сочиненные им марши «Николай», «Благодетель», «Командирский», «На жизненном пути». Ноты марша «На жизненном пути» были изданы в Петербурге, а сам марш записан на грампластинку фирмой Пате и был известен по всей России. В дальнейшем Т.С. Лаврищев вместе с оркестром 10 пехотного Сибирского омского полка принимал участие в боевых действиях во время русско-японской войны, в 1905 г. был произведен в офицеры. Известен Т.С. Лаврищев и как музыкальный педагог — он вел уроки пения в мужской гимназии [5; 17].
Одним из видных капельмейстеров Западной Сибири был И.И. Люфт. Он руководил военными оркестрами в Барнауле, Тюмени, а затем в Омске возглавлял оркестр 43 Сибирского стрелкового полка. Летом 1911 г. в Омске проходила 1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка, на которой звучала музыка в исполнении музыкантского хора этого полка. Распорядительный комитет выставки отмечал, что «хор 43 полка играл под руководством опытного дирижера Л.И. Люфт и к исполнению принятых на себя обязанностей относился вполне добросовестно» [9].
В Тобольске военная музыка также была значимым элементом культурной жизни города. В июне 1887 г. в ходе народных гуляний по поводу празднования Тобольском своего 300-летнего юбилея « ... на эстраде против губернаторского дома, чередуясь с песенниками, играл оркестр военной музыки», «...в стороне от качелей и театра раздавались звуки военной музыки и разливались удалые песни военных песенников.... У здания вокзала играл оркестр военной музыки» [10; 4-9]. 4 апреля 1891 г. в Общественном собрании военный оркестр Тобольского резервного батальона провел музыкально-вокальный вечер в пользу инвалидов [11]. Летом 1893 г. в летнем помещении военного собрания в лагерях по воскресеньям устраивались танцевальные вечера, а в Лагерном саду играл духовой оркестр [12]. Летом 1899 г. резервный батальон арендовал сад Ермака, в котором играл военный оркестр. С публики взималась плата по 5 копеек, из которых одна половина шла в пользу батальона, а другая — в пользу города [13]. В 1903 г. военный оркестр по воскресным дням играл в саду Ермака, также военная музыка и песни звучали на народных гуляниях в Благовещенском сквере. Один из участников народных гуляний в саду Ермака 8 сентября 1903 г. свидетельствовал: «Был… военный хор, хорошо исполнивший несколько песен, и военный оркестр. Музыка гремела целый день» [14]. Руководил оркестром Тобольского резервного батальона капельмейстер скрипач Я.А. Бейн. Под руководством этого талантливого руководителя оркестр, состоящий из воспитанников музыкантской школы, добился, по мнению критиков, «поистине прекрасных результатов», а его игра отличалась «художественностью и тонкой отделкой деталей, что доставляло публике большое удовольствие» [15].
В Томске музыка военного оркестра тоже была неотъемлемой частью культурной жизни города. 6 августа 1884 г. в Лагерном саду было народное гуляние, на котором играл военный оркестр [16], а 22 июля 1895 г. военная музыка звучала в городском саду по случаю празднования тезоименитства императрицы Марии Федоровны [17]. В течение 1898 г. военный оркестр принимал участие в регулярно проходивших в Александровском училище народных чтениях, устраиваемых Обществом попечения о начальном образовании [18]. 18 августа 1902 г. в городском саду состоялось народное гулянье, на котором звучала музыка военного оркестра. А 22 октября 1902 г. военный оркестр играл в антрактах любительского спектакля «Прахом пошло», состоявшегося в театре при бесплатной библиотеке [19].
В июле 1902 г. в Омске состоялся смотр-конкурс военных духовых оркестров региона. Организатором этого праздника военной музыки было Омское пожарное общество. В городском саду музыканты Омского, Тобольского, Семипалатинского, Барнаульского резервных батальонов давали концерты и состязались в исполнительском мастерстве. Победителем и обладателем приза — серебряного жетона Императорского общества «Голубого креста» стал оркестр Тобольского резервного батальона [5; 120].
Однако музыка в исполнении военных оркестров не только выполняла развлекательную функцию, но в условиях недостаточного развития профессиональных гражданских музыкальных учреждений и институтов в городах, особенно доступных низшим слоям общества, была практически единственным способом приобщения к лучшим образцам музыкального искусства основной массы городского населения. Знаменитый музыкальный и художественный критик В.В. Стасов, наблюдавший другой конкурс — концерт военных оркестров на Парижской всемирной выставке в 1867 г., так оценивал их значение в музыкальном воспитании общества: «Э! стоит много толковать о каком-то военном концерте! Будто тут есть что-нибудь серьезное, что-то такое в самом деле важное! скажут, пожалуй, многие. — А как бы вы думали, разве нет? — отвечу я им. Разве не заключается большая важность в военных оркестрах, в том, что они играют и как играют? Теперь нельзя более смотреть на эти оркестры свысока, презрительно; это была бы непростительная близорукость. Нынче нельзя уже оставаться при мнении, что военная музыка — ну, она и существует для военных, а нам, прочим, мало до нее дела, потому что — не все ли равно, под какой марш ходят полки, под какую музыку происходит развод, парад или штурм. Нет, это неправда, роль ее нынче уже не та. Она существует уж теперь для всех, она принадлежит всем. Военные оркестры — проводники не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в процессии, в каждом народном или национальном торжестве, кого же народ всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь из музыки, как не через него?» [20].
Таким образом, деятельность военных оркестров была заметной и органичной частью городского культурного пространства региона. Военные оркестры содействовали организации досуга горожан, способствовали подготовке квалифицированных музыкантов — композиторов и исполнителей, приобщали городское население к музыкальной эстетике, занимались благотворительностью.
Список литературы
1. Волошин П. Русские военные оркестры // Военная быль. 1962. № 56. С. 37-40.
2. Фон Винклер Ю. Песни в нашей армии и их воспитательное и нравственное значение// Военный альманах на 1901 год. СПб.: Тип. «В.С. Балашевъ и К», 1901. С. 78-80.
3. Сибирский листок. 1891. 28 февраля.
4. Материалы по Западной Сибири. Составил при Азиатской части Главного Штаба Генерального Штаба Полковник Белявский. СПб., 1882. 108 с.
5. Белокрыс М.А. Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII — середины XX вв.). Биобиблиографический словарь. Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. Т.3. 548 с.
6. Акмолинские областные ведомости. 1890. 12 июля.
7. Степной край. 1895. 19 марта.
8. Степной Край. 1897. 26 февраля.
9. ГАОО. Ф.83. Оп.1. Д.44. Л.2.
10. Голодников К. Празднование г. Тобольском 300-летней годовщины своего существования. Б.м. Б.г. 12 с.
11. Сибирский листок. 1891. 14 апреля.
12. Сибирский листок. 1893. 30 мая.
13. Сибирский листок. 1899. 11 июня.
14. Сибирский листок. 1903. 11 сентября.
15. Степной Край. 1902. 28 июля; … 4 августа.
16. Сибирская газета. 1884. 12 августа.
17. Томский справочный листок. 1895. 25 июля.
18. Сибирская жизнь. 1898. 21 февраля; … 28 февраля; … 14 марта;… 28 марта; … 29 октября; … 29 ноября.
19. Сибирская жизнь. 1902. 18 августа; ...22 октября.
20. Стасов В.В. Европейский концерт// Избранные сочинения : в трех томах : живопись, скульптура, музыка. М.: Искусство, 1952. Т.1. URL: az.lib.ru/editors/s/stasow_w_w/text_1867_evrope...
Музыка выполняет важную социальную функцию в жизни общества: она сопровождает различные общественные и культурные мероприятия, ее средствами осуществляется нравственное и патриотическое воспитание, в ней раскрывается духовный облик народа и эпохи. Современная музыкальная культура общества в своем развитии опирается на мощные исторические корни.
Изучению различных аспектов истории музыки в Западной Сибири второй половины XIX-начала XX в. посвящены исследования Т.Ю. Куперт, М.А. Белокрыса, С.Л. Долгушина, Е.П. Еременко. Существенно расширить наше представление о развитии музыкальной культуры региона помогает изучение участия в музыкальной жизни городов такой социально-профессиональной группы городского населения, как военные, которое не получило специального исследования в литературе.
Для сибирской провинции второй половины XIX-начала XX в. был характерен бурный рост городов, усложнение социальной структуры их населения, В результате этого формируется полифоническая городская музыкальная среда, с присущими каждому ее слою специфическими чертами и компонентами. При этом для городов региона были характерны недостаточное развитие профессионального музыкального искусства, прерывистость начинаний городских властей в сфере зрелищной культуры. Поэтому музыкальная культура здесь развивалась в форме любительской деятельности различных слоев городского общества, которая была призвана восполнить нехватку разного рода зрелищ и возможностей интеллектуального, творческого досуга горожан. Существенный и значимый вклад в развитие музыкальной культуры городов Западной Сибири внесли военные.
Музыка являлась важным элементом военной культуры России во второй половине XIX-начале XX века. Военная музыка выполняла функцию сигнализации, через которую осуществлялись связь и управление войсками, применялась при боевом вождении войск, являлась важным элементом воинских ритуалов. П. Волошин в 1962 г. в парижском журнале русской военной эмиграции «Военная быль» писал о значении военной музыки в бою: «...Все народы, без исключения, считались с могучим влиянием музыки на дух воюющих. В большинстве случаев, музыка связывалась с победой, но часто она употреблялась и для поднятия духа войск, а иногда сопровождала и поражение… Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и полезна и надобно, чтобы она была — самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил»» [1; 37]. Военная музыка, песня способствовали эстетическому, патриотическому, нравственному воспитанию военнослужащих, помогал скрасить нелегкие солдатские будни. Военные марши, песни, гимны воинских частей рассказывали о славных боевых традициях армии, придавали особую одухотворенность и возвышенность военным церемониалам, вдохновляли на подвиги. Ю. фон Винклер, один из авторов «Военного альманаха», в 1901 г. охарактеризовал роль музыки в духовной жизни и традициях военных: «В военной среде песня занимает выдающееся место в воспитании духа солдата. Велик переход — пыль, жара, люди и лошади переутомились, и, повеся головы, медленно, как будто нехотя, переставляют ноги; но вот раздалась команда «песенники, вперед», и все встрепенулись. Грянула лихая песня: офицеры подбодрились. Кто сам подпевает, а кто в такт помахивает, люди тоже оживились, да и лошадей не узнать: шаг стал бодрее, они подтянулись; от прежней сонливости, неизбежной при всех больших переходах в жару апатии не осталось и следа. Да сильно и благотворно действует песня на нашего солдата и пробуждает в нем энергию, примиряя его со многими тяжестями военной службы» [2; 79]. Будучи неотъемлемой частью воинских традиций, военная музыка оказывала большое влияние и на музыкальную жизнь гражданского населения.
Значимым элементом городской культуры региона были военные оркестры (музыкантские хоры). Они существовали в больших воинских подразделениях, квартирующих в Омске, Томске, Тобольске, Барнауле, Тюмени, Семипалатинске. По штату в военных оркестрах резервных батальонов, квартирующих в западносибирских городах, полагалось иметь 25 музыкантов. Обеспечение оркестра хорошими музыкантами представляло большую трудность, поскольку среди новобранцев достаточно редко встречались умеющие играть на музыкальных инструментах. Поэтому, чтобы обеспечить высокий профессиональный уровень и мастерство игры, в военные оркестры за счет средств воинской части часто нанимали вольнонаемных музыкантов. Кроме этого, военные оркестры пополнялись за счет мальчиков, принимаемых на обучение музыке. Как правило, в школы малолетних музыкантов принимали детей из бедных семей, сирот. Их содержали за счет средств воинской части, обучали музыке до времени достижения призывного возраста. Далее они проходили воинскую службу в той же воинской части уже как штатные музыканты.
В Омске малолетние музыканты учились в оркестре 1-го Западно-Сибирского линейного батальона. Так, в 1874 г. в нем содержались 4 мальчика из Убежища для бедных детей. Также на обучение мальчиков музыке принимал окружной музыкантский хор, существующий сначала при штабе Западно-Сибирского военного округа, а в 1891 г. прикомандированный к Омскому резервному батальону.
В Тобольске в Тобольском резервном батальоне также существовала военно-музыкантская школа. По отзывам местной прессы в 1891 г., «воспитанники этой школы, как известно, в настоящее время составляют единственный сносный оркестр, услугами которого пользуется почти все местное общество» [3]. Плату за выступления на различных культурных мероприятиях оркестр взимал незначительную — 15-20 рублей (для сравнения — ранее оркестру Декова платили 35 рублей). Заработанных игрой денег на содержание школы не хватало. Офицеры батальона отчисляли от своего и так небольшого жалованья деньги для поддержки школы, а затем стали давать в пользу музыкантских учеников благотворительные спектакли.
Музыкантские хоры, таким образом, выполняли в городском социо-культурном пространстве образовательные и благотворительные функции. Они давали первичное музыкальное образование довольно значительному числу лиц — нижним чинам, проходящим в них службу. Так, в 1881 г. среди запасных нижних чинов Западно-Сибирского военного округа состояло 327 музыкантов [4; 69]. Многие из отставников, покинув военную службу продолжали свою творческую деятельность и вносили лепту в развитие музыкальной культуры городов. Среди них, например, скрипач, альтист И.К. Околелов. В 1899 г. он поступил воспитанником в оркестр Семипалатинского резервного батальона. Покинув службу в 1906 году, играл в различных оркестровых коллективах Омска, руководил духовым оркестром коммерческого училища, а уже в советское время работал в Омской филармонии, в оркестре Омского пехотного училища, играл в цирке и Театре юного зрителя [5; 362].
Музыка в исполнении военных оркестров, руководимых талантливыми капельмейстерами, была неотъемлемым атрибутом воинских парадов, городских праздников, народных гуляний, литературно-музыкальных вечеров, любительских спектаклей.
В Омске окружным музыкантским хором с 1868 г. руководил С.Ф. Завадский, который прослужил в нем капельмейстером до 1895 г., почти 27 лет. Оркестр под его руководством был участником многих культурных мероприятий. Летом 1890 г. еженедельно по вторникам в казачьем сквере были организованы благотворительные выступления окружного военного хора, сбор от которых был предназначен в пользу Общества Красного Креста [6]. 23 марта 1895 г. в Общественном собрании состоялся симфонический концерт под руководством приезжего известного флейтиста А. Тершака, в котором принимал участие и военный оркестр [7].
После отставки С.Ф. Завадского дело продолжил его ученик талантливый флейтист, композитор Т.С. Лаврищев. Он начинал свою деятельность как ученик при оркестре, а затем был призван сюда же на действительную военную службу, во время которой проявил себя как прекрасный музыкант и умелый руководитель коллектива. 20 февраля 1897 г. в помещении музыкантского хора при Омском резервном батальоне состоялся литературно-музыкальный вечер, на котором состоялся публичный дебют Т.С. Лаврищева как капельмейстера. По отзывам одного из слушателей концерта, «прежде всего оркестр поразил нас численностью своего состава, так как все инструменты, положенные для оркестра, были заняты, игравшие на них музыканты хорошо ознакомлены со своим делом и все пиесы отлично срепетированы». По мнению рецензента, капельмейстер Т.С. Лаврищев, возглавив оркестр, «повел его умело, с любовью и знанием дела» [8]. Тимофей Савельевич проявлял интерес к композиции: оркестр Омского резервного батальона играл сочиненные им марши «Николай», «Благодетель», «Командирский», «На жизненном пути». Ноты марша «На жизненном пути» были изданы в Петербурге, а сам марш записан на грампластинку фирмой Пате и был известен по всей России. В дальнейшем Т.С. Лаврищев вместе с оркестром 10 пехотного Сибирского омского полка принимал участие в боевых действиях во время русско-японской войны, в 1905 г. был произведен в офицеры. Известен Т.С. Лаврищев и как музыкальный педагог — он вел уроки пения в мужской гимназии [5; 17].
Одним из видных капельмейстеров Западной Сибири был И.И. Люфт. Он руководил военными оркестрами в Барнауле, Тюмени, а затем в Омске возглавлял оркестр 43 Сибирского стрелкового полка. Летом 1911 г. в Омске проходила 1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка, на которой звучала музыка в исполнении музыкантского хора этого полка. Распорядительный комитет выставки отмечал, что «хор 43 полка играл под руководством опытного дирижера Л.И. Люфт и к исполнению принятых на себя обязанностей относился вполне добросовестно» [9].
В Тобольске военная музыка также была значимым элементом культурной жизни города. В июне 1887 г. в ходе народных гуляний по поводу празднования Тобольском своего 300-летнего юбилея « ... на эстраде против губернаторского дома, чередуясь с песенниками, играл оркестр военной музыки», «...в стороне от качелей и театра раздавались звуки военной музыки и разливались удалые песни военных песенников.... У здания вокзала играл оркестр военной музыки» [10; 4-9]. 4 апреля 1891 г. в Общественном собрании военный оркестр Тобольского резервного батальона провел музыкально-вокальный вечер в пользу инвалидов [11]. Летом 1893 г. в летнем помещении военного собрания в лагерях по воскресеньям устраивались танцевальные вечера, а в Лагерном саду играл духовой оркестр [12]. Летом 1899 г. резервный батальон арендовал сад Ермака, в котором играл военный оркестр. С публики взималась плата по 5 копеек, из которых одна половина шла в пользу батальона, а другая — в пользу города [13]. В 1903 г. военный оркестр по воскресным дням играл в саду Ермака, также военная музыка и песни звучали на народных гуляниях в Благовещенском сквере. Один из участников народных гуляний в саду Ермака 8 сентября 1903 г. свидетельствовал: «Был… военный хор, хорошо исполнивший несколько песен, и военный оркестр. Музыка гремела целый день» [14]. Руководил оркестром Тобольского резервного батальона капельмейстер скрипач Я.А. Бейн. Под руководством этого талантливого руководителя оркестр, состоящий из воспитанников музыкантской школы, добился, по мнению критиков, «поистине прекрасных результатов», а его игра отличалась «художественностью и тонкой отделкой деталей, что доставляло публике большое удовольствие» [15].
В Томске музыка военного оркестра тоже была неотъемлемой частью культурной жизни города. 6 августа 1884 г. в Лагерном саду было народное гуляние, на котором играл военный оркестр [16], а 22 июля 1895 г. военная музыка звучала в городском саду по случаю празднования тезоименитства императрицы Марии Федоровны [17]. В течение 1898 г. военный оркестр принимал участие в регулярно проходивших в Александровском училище народных чтениях, устраиваемых Обществом попечения о начальном образовании [18]. 18 августа 1902 г. в городском саду состоялось народное гулянье, на котором звучала музыка военного оркестра. А 22 октября 1902 г. военный оркестр играл в антрактах любительского спектакля «Прахом пошло», состоявшегося в театре при бесплатной библиотеке [19].
В июле 1902 г. в Омске состоялся смотр-конкурс военных духовых оркестров региона. Организатором этого праздника военной музыки было Омское пожарное общество. В городском саду музыканты Омского, Тобольского, Семипалатинского, Барнаульского резервных батальонов давали концерты и состязались в исполнительском мастерстве. Победителем и обладателем приза — серебряного жетона Императорского общества «Голубого креста» стал оркестр Тобольского резервного батальона [5; 120].
Однако музыка в исполнении военных оркестров не только выполняла развлекательную функцию, но в условиях недостаточного развития профессиональных гражданских музыкальных учреждений и институтов в городах, особенно доступных низшим слоям общества, была практически единственным способом приобщения к лучшим образцам музыкального искусства основной массы городского населения. Знаменитый музыкальный и художественный критик В.В. Стасов, наблюдавший другой конкурс — концерт военных оркестров на Парижской всемирной выставке в 1867 г., так оценивал их значение в музыкальном воспитании общества: «Э! стоит много толковать о каком-то военном концерте! Будто тут есть что-нибудь серьезное, что-то такое в самом деле важное! скажут, пожалуй, многие. — А как бы вы думали, разве нет? — отвечу я им. Разве не заключается большая важность в военных оркестрах, в том, что они играют и как играют? Теперь нельзя более смотреть на эти оркестры свысока, презрительно; это была бы непростительная близорукость. Нынче нельзя уже оставаться при мнении, что военная музыка — ну, она и существует для военных, а нам, прочим, мало до нее дела, потому что — не все ли равно, под какой марш ходят полки, под какую музыку происходит развод, парад или штурм. Нет, это неправда, роль ее нынче уже не та. Она существует уж теперь для всех, она принадлежит всем. Военные оркестры — проводники не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в процессии, в каждом народном или национальном торжестве, кого же народ всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь из музыки, как не через него?» [20].
Таким образом, деятельность военных оркестров была заметной и органичной частью городского культурного пространства региона. Военные оркестры содействовали организации досуга горожан, способствовали подготовке квалифицированных музыкантов — композиторов и исполнителей, приобщали городское население к музыкальной эстетике, занимались благотворительностью.
Список литературы
1. Волошин П. Русские военные оркестры // Военная быль. 1962. № 56. С. 37-40.
2. Фон Винклер Ю. Песни в нашей армии и их воспитательное и нравственное значение// Военный альманах на 1901 год. СПб.: Тип. «В.С. Балашевъ и К», 1901. С. 78-80.
3. Сибирский листок. 1891. 28 февраля.
4. Материалы по Западной Сибири. Составил при Азиатской части Главного Штаба Генерального Штаба Полковник Белявский. СПб., 1882. 108 с.
5. Белокрыс М.А. Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII — середины XX вв.). Биобиблиографический словарь. Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. Т.3. 548 с.
6. Акмолинские областные ведомости. 1890. 12 июля.
7. Степной край. 1895. 19 марта.
8. Степной Край. 1897. 26 февраля.
9. ГАОО. Ф.83. Оп.1. Д.44. Л.2.
10. Голодников К. Празднование г. Тобольском 300-летней годовщины своего существования. Б.м. Б.г. 12 с.
11. Сибирский листок. 1891. 14 апреля.
12. Сибирский листок. 1893. 30 мая.
13. Сибирский листок. 1899. 11 июня.
14. Сибирский листок. 1903. 11 сентября.
15. Степной Край. 1902. 28 июля; … 4 августа.
16. Сибирская газета. 1884. 12 августа.
17. Томский справочный листок. 1895. 25 июля.
18. Сибирская жизнь. 1898. 21 февраля; … 28 февраля; … 14 марта;… 28 марта; … 29 октября; … 29 ноября.
19. Сибирская жизнь. 1902. 18 августа; ...22 октября.
20. Стасов В.В. Европейский концерт// Избранные сочинения : в трех томах : живопись, скульптура, музыка. М.: Искусство, 1952. Т.1. URL: az.lib.ru/editors/s/stasow_w_w/text_1867_evrope...